Топ-100
Тест-драйв

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Согласно народной мудрости, не обманешь — не продашь. Поэтому приподнятый хэтчбек Lada Xray Cross в Тольятти называют кроссовером, а двухпедальную версию преподносят как Cross АТ. А надо бы CVT, если по-честному. Потому что Lada комплектуется вариатором. И наличие гидротрансформатора да двухступенчатой планетарки (см. «Технику») не делает коробку «автоматом» в привычном смысле.

Почему на АвтоВАЗе так старательно избегают слова «вариатор»? Руководитель проекта Xray Олег Груненков говорит, что это от нежелания смущать потенциальных покупателей. Якобы целевая аудитория Кросса подвержена негативным стереотипам, связанным с недостаточной надёжностью такой трансмиссии. Поэтому для ЦА придумали АТ.

В небольшом видео я постарался суммировать свои ощущения от двухдневной поездки по Калининградской области на Кроссе с вариатором. В целом — машина удалась, если не думать о цене под миллион.

Основания для опасений есть. Вариатор Jatco JF015E отнюдь не безотказен. Интернет полон ужастиков о том, как в результате износа ремня стружка забивает клапаны гидроблока, отправляя его в помойку. Выходит из строя солнечная шестерня, умирает редукционный клапан масляного насоса и приходят в негодность подшипники шкивов вместе с посадочными местами. Чинить это всё сложно и дорого. Вазовцы утверждают, что на их опытных машинах Jatco пробежал двести тысяч километров без нареканий. А совокупный пробег прототипов уже перевалил за миллион.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Салон выполнен из жёсткого, местами грубого пластика. Руль Кросса регулируется не только по наклону, но и по вылету. Обзорность ясна. Начиная с комплектации Luxe за 939 900 рублей, интерьер можно оживить оранжевыми вставками без доплаты.

В Тольятти считают, что для успеха Иксрею необходима двухпедальная модификация. Но родной «робот» АМТ аудиторию не привлекает. Доля хэтчбеков с такой коробкой составила чуть более девяти процентов от всех проданных Иксреев в 2018 году и чуть меньше шести за первую половину 2019-го. На существенно обновлённый Cross «робот» даже не планировали ставить, а сразу заложили в конструкцию установку вариатора.

Вопрос «какого» неуместен. Компания Jatco на 75% принадлежит Ниссану и давно поставляет трансмиссии альянсу, в который входит АвтоВАЗ. В Тольятти не нашлось ресурсов, чтобы поженить вариатор JF015E с собственными двигателями. Поэтому для Иксрея адаптирован проверенный на других «бюджетниках» тандем с локализованным двигателем HR16. Так Xray воссоединился с мотором, некогда отвергнутым в пользу вазовских.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Обогревы передних кресел и лобового стекла доступны уже в средней комплектации Comfort за 889 900 рублей. Весь обод руля и подушки заднего дивана греются только в двух топовых.

Реюнион не прошёл без потерь. Cross АТ лишился системы выбора режимов движения Ride Select и имитации блокировки дифференциала. В своё время эффективную работу электронных помощников я смог оценить в казахской степи. Лада ловко карабкалась по песчаным пригоркам, без труда преодолевая вывешивание ведущего колеса. Получив вариатор, хэтчбек утратил способность двигаться по сложному рельефу в натяг. Теперь всё нужно преодолевать ходом.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

На выбор предлагаются шесть цветов. Бесплатен только белый, «металлики» требуют доплаты в 12 тысяч рублей. Машина на фото окрашена эксклюзивным для Кросса цветом «Янтарь».

В городе Cross AT приятен. Он прогнозируемо трогается с места при отпущенном тормозе. Но если неаккуратно наступить на акселератор, ответный импульс будет резковат. Это скорее хорошо: так машина воспринимается более отзывчивой. Далее, активно прыгнув с места, Lada бойко разгоняется в диапазоне городских скоростей. Управление тягой кажется удобным и логичным, в отличие от Кросса 1.8 с реношной «механикой», где отклики на акселератор нелинейны. Коробка имитирует смену передач и позволяет тормозить двигателем под сброс газа, особенно в ручном режиме.

Читайте также:  Прикрываем Jeep Compass обновлённым Cherokee

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Вслед за Кроссом и обычный Xray получил диван, смещённый на 25 мм назад и на пять миллиметров вниз. Вдвоём сидеть удобно, втроём тесно в плечах. К старым подушкам передних кресел приделаны новые спинки с широко расставленными валиками боковой поддержки.

Переключения между шестью виртуальными ступенями происходят быстро. В ответ на кикдаун коробка оперативно меняет передаточное отношение, хотя разгон и не впечатляет напором. При ускорениях с ходу хэтчбек набирает скорость довольно неспешно, поэтому затяжные обгоны где-нибудь за городом приходится тщательно просчитывать.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Кросс получил реношный мультимедийный комбайн MediaNav 4.0 с поддержкой Apple CarPlay, Android Auto и принятых для смартфонов жестов. Регулировать громкость при помощи кнопок не так удобно, как вращающейся ручкой.

Планетарный редуктор расширяет диапазон передаточных отношений, ограничивая перемещения ремня и предохраняя его от повышенных нагрузок при работе на малых радиусах шкивов. На разгоне планетарка выбирает повышенную передачу в диапазоне 40-60 км/ч. А на пониженную переходит при срабатывании кикдауна. Почувствовать работу редуктора можно только при замедлении, когда перед самой остановкой трансмиссия допускает лёгкий, но заметный тычок. На него жаловались ещё владельцы Джуков. Воз и ныне там.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Приборы скомпонованы как на Логанах и Sandero, но оформлены в тольяттинской стилистике. Неудобны и оранжевый фон, и разметка шкал, и радиальная оцифровка. Выбранная передача отображается на дисплее справа от спидометра.

Паспортный расход топлива в смешанном цикле у Кросса с вариатором снизился на 0,4 л/100 км до 7,1 л по сравнению с «механическим» 1.8. В реальности после двухдневных покатушек в окрестностях Калининграда расход едва превышает девять литров на сотню по бортовому компьютеру. Отрадно, что HR16 настроен под работу на «девяносто втором» бензине, хотя для Ниссанов и Рено обязателен АИ-95.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Селектор с высоким рычагом — точь-в-точь как у седана Logan Stepway, который мы обкатывали зимой. Отключённая система стабилизации автоматически активируется после 50 км/ч.

Cross великолепен на плохих дорогах. Чем хуже качество покрытия, тем увереннее чувствует себя Lada. По убитому асфальту и раздолбанной грунтовке она может мчать во весь опор, щеголяя выдающейся энергоёмкостью подвески. При этом поддерживать приличный комфорт в салоне. Но на хорошем асфальте обращает на себя внимание дрожь кузова на короткой волне, а плотное шасси передаёт в салон тычки от отдельных неровностей, в основном поперечных стыков.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Новые бамперы — составные: нижнюю часть с серебристой вставкой можно поменять отдельно от окрашенной в цвет кузова верхней. Для обычного Иксрея штампуется целиковый бампер.

После модернизации рулевого механизма баранка не долбит по рукам при проезде неровностей, как на других машинах платформы B0. Ноль чёток, а возвращающее усилие даже интенсивнее, чем я ожидал. В целом настройки нравятся. И акустический комфорт на хорошем для сегмента уровне — даёт о себе знать улучшенная шумоизоляция. Звук спокойно работающего двигателя не привлекает внимания. При интенсивном разгоне становится заметнее, но не раздражает, обладая естественным тембром.

Читайте также:  Кроссовер Toyota RAV4 пятого поколения

Управляемость даже азартна. Cross чётко пишет дугу, а под сброс газа игриво обозначает занос, который легко корректируется. Крены невелики, а всесезонка Continental ContiCrossContact LX2 размерностью 215/50 R17, подготовленная по спецификации АвтоВАЗа, демонстрирует приличные сцепные и тормозные свойства. К управлению тормозами на этот раз претензий нет…

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Серебристые рейлинги ставят на все Кроссы. На них можно закрепить багажник, вес которого вместе с поклажей не должен превышать 50 кг. В топ-комплектациях противотуманки дополнены функцией подсветки поворотов.

Lada просит за Cross с вариатором на 50 000 рублей больше — прямо как Renault при заказе Каптюра или Арканы. Несмотря на потерю в динамике относительно Иксрея 1.8 c «механикой», надбавка выглядит оправданной. Двухпедальный Cross частично компенсирует проигрыш за счёт более удобного управления тягой. Мы надеемся на дальнейшее развитие такого Кросса и появление электронной имитации блокировки. Негоже для машины, которую производитель зовёт кроссовером, беспомощно буксовать в безобидных ситуациях.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Объём багажника варьируется от 361 л до 1207. Пол регулируется по высоте. На фото он установлен в верхнем положении. Под ним предусмотрено пространство для груза, а на дне лежит докатка. При сложенной передней правой спинке в салон входит длинномер до 2,7 м.

Безотносительно трансмиссий приподнятый Cross, подорожавший на сто тысяч по сравнению с базовым хэтчбеком, принят тепло: на него приходится 34% продаж. И доля растёт. Но всё же 2019 год складывается не слишком успешно для всего семейства Xray. Оно хоть и занимает 17 место на рынке, но за девять месяцев продажи просели на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. И это притом что за счёт других моделей АвтоВАЗ поднял реализацию автомобилей на два процента.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

АвтоВАЗ декларирует несменяемость масла в вариаторе в течение всего срока службы, который определён в восемь лет или 120 000 км пробега. А вот в Ниссане, например, жидкость рекомендуют менять раз в 60 тысяч.

Вариаторной звездой АвтоВАЗа, скорее всего, станет не Xray, а недавно показанная Веста с этим же силовым агрегатом. Но и продажи хэтчбека должны взбодриться, ведь вариатор открывает для Иксрея как минимум одну новую нишу — каршеринг. Да и женской аудитории двухпедальный Cross милее. Кроссовер до миллиона рублей, пусть и переднеприводный, с более понятной, чем «робот», автоматической трансмиссией, для многих выглядит потребительской мечтой.

Паспортные данные

Lada Xray Cross 1.6 CVT 1.8 MT
Кузов
Тип кузова хэтчбек хэтчбек
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4171 4171
Ширина, мм 1810 1810
Высота, мм 1645 1645
Колёсная база, мм 2592 2592
Колея передняя/задняя, мм 1503/1546 1503/1546
Снаряжённая масса, кг 1295 1295
Полная масса, кг 1650 1650
Объём багажника, л 361–1514 361–1514
Двигатель
Тип бензиновый бензиновый
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см³ 1598 1774
Макс. мощность, л.с./об/мин 113/5500 122/6050
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 152/4000 170/3700
Трансмиссия
Коробка передач вариатор механическая, пятиступенчатая
Привод передний передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые дисковые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 215/50 R17 215/50 R17
Дорожный просвет, мм 215 215
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 162 180
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 12,3 10,9
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 9,1 9,7
— загородный цикл 5,9 6,3
— смешанный цикл 7,1 7,5
Норма токсичности Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 50 50
Топливо АИ-92 АИ-92
Читайте также:  Отходим от формата ради купе Porsche 911 Carrera S серии 992

Техника

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

В основе хэтчбека Xray лежит платформа B0, на которой базируется множество моделей Renault, в том числе и Sandero (на иллюстрации). Последний считается ближайшим родственником Лады: он стал для Иксрея донором силовой структуры кузова и элементов шасси.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Cross по сравнению с базовым Иксреем основательно доработан. Спереди к модернизированному подрамнику крепятся оригинальные рычаги, схожие по геометрии с вестовскими. Поворотные кулаки, пружины с амортизаторами и стабилизатор поперечной устойчивости тоже свои — одинаковые для версий с «механикой» и вариатором. В рулевом механизме с новой рейкой применён электроусилитель калужской фирмы Автоэлектроника, установленный на валу. Колонка регулируется по наклону и вылету. При помощи промежуточной опоры справа выровнена длина полуосей ради уменьшения эффекта силового подруливания. Сзади использованы доработанная балка от Дастера и дисковые тормоза от Весты Cross.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Превращение Sandero в Xray сопровождалось усилением кузова и шумоизоляции. У Кросса дополнительно заглушены днище, крыша, колёсные арки, моторный щит и внутренности дверей. Несущие элементы пластикового обвеса приклёпаны к кузову, а сверху к ним пристёгнуты на клипсах лицевые панели.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

Алюминиевый двигатель HR16DE (в номенклатуре Renault значится как H4M) с цепным приводом ГРМ и фазовращателем на впуске официально может работать на бензине АИ-92. Любопытно, что у этого двигателя по две форсунки на цилиндр, но нет гидрокомпенсаторов. С 2016 года выпуск агрегата налажен в Тольятти.

Оцениваем приобретения и потери хэтча Lada Xray Cross с вариатором

У вариатора Jatco JF015E после клиноременной передачи установлен двухступенчатый планетарный редуктор с гидротрансформатором, благодаря которому общее передаточное число трансмиссии достигает 7,3. Вариатор не выступает за габариты подрамника, поэтому дорожный просвет не зависит от типа трансмиссии. Масса вариатора составляет 71 кг (обычная «механика» на 37 кг легче), а силовой агрегат в сборе, согласно документации, весит 152,8 кг. Это на 7,8 кг меньше, чем тандем из двигателя ВАЗ-21179 (111 кг) с чугунным блоком и пятиступенчатой коробки JR5-523 (34). Сами вазовцы говорили о разнице в 13 кг, но перенастраивать подвеску всё равно не стали.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x