Как поймать заправщика на недоливе
Правительство всерьёз озаботилось проблемой недолива топлива на российских АЗС, которым грешит примерно пятая часть заправок. Средняя степень недолива — 5%. Чтобы убить проблему в корне, новый КоАП (с 2021 года) предусмотрит так называемые оборотные штрафы в размере 1% от суммы выручки АЗС за целый год, но не менее 500 тысяч рублей. Это хорошие новости, но можно ли поймать АЗС на недоливе сейчас?
Символические штрафы
Оборотные штрафы уже действуют для АЗС, которые торгуют некачественным топливом (статья 14.43.1 КоАП), но проблема недолива остаётся именно потому, что наказание за «обвес» покупателей по меркам нефтяного бизнеса символическое. Так, сотрудников или руководство АЗС могут привлечь по статье 14.7 КоАП «Обман потребителей», что в худшем случае грозит штрафом 50 тысяч. В ход может пойти часть 1 статьи 19.19 КоАП за нарушения единства измерений, но и тут максимальный штраф — 100 тысяч рублей на юрлицо. Если недолив составляет, скажем, 5%, для более-менее «живой» АЗС такие суммы отобьются за сутки работы.
Что считается недоливом
Точность колонок на АЗС проверяют двумя мерниками объемом 5 или 10 литров, а допустимый разбег показаний — до 0,25% (то есть 25 мл на 10 л). Небольшой объем мерников открывает поле для манипуляций, ведь автомобилисты чаще покупают более 10 литров, а точность на этих объемах не контролируется. А «навар» с заправки 50 литров куда больше, чем с 5 литров.
Рейды с уведомлением
Проверка АЗС почти бессмысленна из-за необходимости уведомлять менеджмент заправки за 3 дня до мероприятия и ограничения на количество проверок — не чаще раза в три года. Особняком стоят внеплановые проверки после обращения покупателей, но это нечастая ситуация. Например, за первое полугодие 2019 года Росстандарт получил всего 200 жалоб на недоливы и 350 жалоб на некачественное топливо.
Вместе с Минпромторгом Росстандарт продвигает инициативу, которая сделает возможной работу в режиме «тайного покупателя». Не исключено, что разрешат контроль недоливов на больших объемах, что особенно важно, например, для грузовой техники: там заправки может измеряться сотнями литров.
Как выявить недолив сейчас
В 2019 году доля АЗС, недоливающих топлива, составила без малого 20%. И это лишь официальные данные с учётом указанных выше ограничений — проще говоря, доля совсем зарвавшихся или непрофессиональных заправщиков. Сколько именно недоливают скрытым образом — остаётся только гадать.
Выявить недолив не так просто, как кажется на первый взгляд. Топливомеры автомобилей не отличаются высокой точностью, поэтому ориентироваться на них почти бесполезно. У некоторых автомобилей в бортовом компьютере есть возможность посмотреть остаток топлива в баке с точностью до литра, но это позволяет увидеть только более-менее значительный недолив. Гостовские миллилитры так всё равно не поймать.
Бесполезно ориентироваться и на объем топливного бака. В паспорте автомобиля всегда указана его вместимость, но без учёта горловины и всевозможных «спецэффектов», например, температурных колебаний топлива. Если вы заливаете бензин зимой, из резервуара он поступает с температурой в районе 0 градусов. Охлаждаясь, скажем, до минус 30 градусов, 50 «тёплых» литров бензина превращаются в 48 «холодных».
Поэтому автомобилисты могут поймать разве что совсем свинский обман. Умные «недоливщики» устанавливают границу, которая не слишком бросается в глаза, скажем, до 5% на больших объемах. Через АЗС проходят десятки тонн топлива в день, и даже 1% недолива — это, сотни литров неучтённого «осадка».
Многие «чувствуют» недолив по расходу топлива, но и здесь есть много тонкостей. Например, нормативы на бензин вполне официально допускают разбег по плотности топлива с 725 до 780 г/л. Заправляемся мы в литрах, но система управления двигателем отмеряет его в килограммах, и разбег по плотности сказывает на литровом расходе топлива: если взять граничные значения, то разбег будет 10,0 л и 10,8 л/100 км для «лёгкого» и «тяжёлого» бензина. К этому можно добавить не всегда одинаковую теплотворную способность бензинов в зависимости от сырья и метода переработки.
Почему недоливают АЗС
Самая очевидная причина — корысть. В прошлом году ФСБ выявила схему, которая позволяла недоливать топливо на десятках АЗС по всей стране: для этого использовался заражённый «софт». Недолив может быть как системным, то есть одобренным на уровне владельцев АЗС, так и «местечковым», когда инициативу проявляются работники заправки. Крупные сети АЗС, как правило, заботятся о том, чтобы доступ к «железу» и программному обеспечению колонок имели лишь проверенные люди, в том числе, чтобы исключить воровство сотрудниками станций в свою пользу. Однако какой именно недолив «запрограммирован» изначально для заправок больших объемов — сказать сложно. Никто просто не занимается такими проверками и наказание в любом случае ничтожно.
У АЗС есть мотивация недоливать, в том числе, из-за искусственного ограничения цен на топливо, которое работает в России с лета прошлого года. У небольших АЗС причин ещё больше и репутационные риски для них ниже.
Помимо умысла могут быть и технические сбои, потому что мерное оборудование изнашивается, требует регулировки, имеет собственную погрешность. Колонка может недоливать из-за банальных паровых пробок (характерно для старых АЗС).
Как наказать АЗС
В случае совсем грубых недоливов лучше сразу обратиться к менеджменту заправки и потребовать возврата денег. После этого стоит подать жалобу в Роспотребнадзор и Росстандарт — последний учитывает такие сообщения при формировании плана проверок.
К сожалению, доказать недолив и добиться возврата денег без добровольного согласия АЗС в России практически невозможно. Процедура доступна лишь официальным лицам, а при «гражданской» заправке единственным критерием истины является топливомер самой ТРК.
Пока лучшим способом борьбы с недоливами является игнорирование АЗС, которую вы заподозрили в таких деяниях. Иногда невредно посчитать, сколько именно обходится километр пробега при заправке топлива на разных АЗС — не самое дешёвое топливо самое экономичное. Сделать это можно так: выбираете критерий «пустоты» бака (например, включения предупреждающей лампочки), заправляетесь, сохраняя чек, и засекаете пробег до следующего включения индикатора. Делите сумму на чеке на количество пройденных километров и получаете стоимость километра — для легковушек сегодня это порядка 3,5−5 рублей с километра. Этот способ учитывает всё: и недоливы, и разную плотность топлива, и его качество. Кстати, для некоторых иномарок езда на бензине АИ-92 не несёт экономической выгоды: расход топлива возрастает слишком сильно.