Выбор моторного масла для зимней эксплуатации автомобиля ВАЗ
Замена рабочих жидкостей – это одно из основных мероприятий технического обслуживания любого автомобиля ВАЗ и не важно, какого года выпуска машина и какой она модели. В первую очередь к рабочей жидкости силового агрегата стоит отнести моторное масло, которое нужно менять как в двигателе, так и в трансмиссии.
Поскольку в нашей климатической зоне происходит ежегодная сезонная смена погодных условий с достаточно сильным перепадом температур, то у водителей весьма часто возникает вопрос – какое масло нужно использовать в двигателе зимой. В нашей статье мы хотели бы разобраться в этом вопросе.
Вязкость масла
Это один из основных параметров смазочного материала, который используется для заливки в силовые агрегаты и трансмиссии. Данная характеристика определяет текучесть смазочного материала при различных рабочих условиях. Так, моторное масло должно быть достаточно текучим, пока оно холодное (для обеспечения легкого запуска агрегата) и сохранять некую вязкость при нагреве (чтобы не стекать со смазывающих поверхностей). Именно параметр вязкости считается одним из главных критериев, на которые обращают внимание при выборе масла для автомобиля. Стоит отметить, что производителями была введена даже целая классификация масел по вязкости (SAE).
По этой классификации все масла разделяются на:
- зимние;
- летние;
- всесезонные.
Что касается первых двух типов масел (летние и зимние), то они довольно таки редко появляются у нас в продаже – их чаще всего используют в климатических условиях со стабильным сохранением определенной температуры на протяжении всего года. Основной характеристикой летнего масла является сохранение определенной вязкости при достижении весьма высоких температур, при этом текучесть при низких температурах практически не учитывается. В зимних маслах все абсолютно наоборот. В связи с тем, что в нашей климатической зоне наблюдаются достаточно большие перепады температур, поэтому использовать зимние и летние масла просто нецелесообразно. Более рациональным считается использование всесезонных масел. Стоит отметить, что они также между собой различаются по вязкости, поэтому их тоже нужно правильно подбирать.
Как писалось выше, разделение масел по вязкости происходит по классификации SAE с использованием различных индексов, которые включают в себя буквы и цифры. К примеру, на емкости с моторным маслом вы можете прочесть – 5W-40, 10W-50, 0W-30 и т.д. Так, первая часть в этих маркировках указывает на допустимую вязкость (при которой масляный насос еще сможет прогнать масло по системе) при достижении минимального температурного порога. Так, масло, имеющее маркировку 5W, будет достаточно текучим при температуре -30С, а у масла 15W температурный порог доходит до -20С. Вторая часть маркировочных данных указывает на предельную вязкость при максимальных температурах: чем выше цифра в маркировке, тем выше вязкость при нагреве масла.
Чтобы правильно подобрать масло для автомобиля ВАЗ нужно лишь определиться с температурными колебаниями за год. Так, для эксплуатации автомобиля в холодном климате (северные широты) нужно выбирать масло, ориентируясь по вязкости масла при низких температурах (первая часть маркировочного кода SAE). Если вы знаете, что зимой температура может падать до -30С, то лучше брать масло с маркировкой 0W, ну или 5W (в крайнем случае). Применение масел с маркировкой выше 5W может привести к сильному загустеванию смазки на морозе, в результате чего стартер просто не сможет провернуть коленчатый вал вашего двигателя. Подбор масла для эксплуатации в южных широтах нужно проводить, ориентируясь на вторую часть маркировки – по высокотемпературной вязкости.
Для эксплуатации автомобиля в условиях умеренного климата вам придется искать определенный компромисс – чтобы зимой смазка оставалась более – менее жидкой, а летом – достаточно вязкой. Для таких условий оптимальной считается смазка с маркировкой 5W-40.
Типы масел
Наряду с вязкостью, которая, несомненно, является важнейшим критерием выбора масла, нужно учитывать еще и такой параметр, как тип смазочного материала. Все масла, используемые в автомобилях, разделяются на три типа:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
Сразу хотим сказать, что для зимы минеральное масло – это худший вариант. Такой тип смазки, который изготавливается путем переработки нефтяных продуктов, отличается средними эксплуатационными показателями, среди которых стоит отметить низкотемпературную вязкость. Проще говоря, порог загустевания у минеральной смазки более высокий, по сравнению с другими типами масел. Именно поэтому такое масло зачастую используют не как основной смазочный материал, а как основу для промывок.
Синтетическое масло – оптимальный вариант смазки для современных автомашин. Создается такая смазка путем синтеза, при котором задаются требуемые технические параметры жидкости, в том числе и вязкость. Опытные автомобилисты советует зимой в автомобиль ВАЗ заливать именно синтетическое масло.
Полусинтетика – смесь синтетического и минерального масла. Что касается эксплуатационных показателей, то такое масло значительно лучше минерального, но при этом оно уступает синтетики (зато стоит гораздо дешевле). Большинство автолюбителей именно из-за невысокой цены и добротным характеристикам предпочитают заливать в свои автомобили полусинтетическое масло.
Естественно, при выборе масла нужно обращать свое внимание еще и на производителя. Не приобретайте смазочные материалы в каких-то сомнительных местах. Поверьте, на смазке лучше не экономить.
Трансмиссионное масло
В завершение хотелось бы уделить несколько слов маслам, используемым в трансмиссии. В классических моделях ВАЗ одинаковый смазочный материал заливается в редуктор и коробку передач, а начиная с модели 2108 – только в коробку передач, так как редуктор уже не устанавливается. В этих узлах используется специальное масло – трансмиссионное. Его главной особенностью является редкая необходимость замены, да и общие требования к такому типу смазки значительно ниже, по сравнению с моторными маслами. Выбирая подходящее трансмиссионное масло для зимней эксплуатации авто, особо вникать в нюансы не стоит. Обычно для трансмиссий приобретаются масла, имеющие маркировки по SAE: 75W-85, 80W-90 и т.д.Чтобы точнее подобрать подходящее масло для трансмиссии советуем обратиться к руководству по эксплуатации вашего авто, там производитель обязательно указывает подходящие маркировки масел.
Источник: autoremka.ru