
Гонит масло через сапун: причины и варианты решения
Владельцы подержанных отечественных автомобилей со стажем часто могут составить целый список типичных неисправностей своих машин. Одна из таких распространённых “болячек” – это выброс моторного масла через сапун, явление, которое в народе просто называют “гонит масло через сапун“.
Эта проблема не только неприятна сама по себе, но и может повлечь за собой серьёзные последствия для двигателя. В этой статье мы подробно разберём причины выброса масла через сапун и рассмотрим способы устранения этой неполадки.
Как правило, проблема обостряется с наступлением холодов, когда сапун замерзает, и масло начинает просачиваться наружу. Если вовремя не обратить внимание на эту проблему, это может привести к серьёзным поломкам двигателя.
Принцип работы системы вентиляции картерных газов
Чтобы понять причины выброса масла через сапун, необходимо кратко рассмотреть принцип работы масляной системы. Мало кто знает, но для корректной работы двигателя важна вентиляция. В процессе работы мотора в картере скапливаются газы, и для их отвода в старых автомобилях использовалась система вентиляции картерных газов, более известная как “сапун“. Эта система обеспечивала вентиляцию картера и сброс избыточного давления. Однако, вместе с газами в сапун попадали и мельчайшие частицы масла.
В какой-то мере проблему проникновения “масляной пыли” удалось решить с помощью специальной сеточки, задерживающей масляные частицы. Но, несмотря на это, часть масляных испарений всё равно попадает в сапун, доставляя владельцам некоторые неудобства. Небольшое количество масла в сапуне – это норма, но если масло вытекает в больших объёмах, стоит задуматься о техническом состоянии двигателя.
Причины, по которым гонит масло через сапун
- Износ ЦПГ. При серьезном износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ), в частности колец, определенное количество выхлопных газов проникают в картер, в результате чего образуется избыточное давление и как результат начинается маслогон. Масло выдавливает под большим давлением и уже никакая сеточка от этого не спасает.
 - Забит маслоотражатель. В случае нарушения вентиляции масляные испарения начинают идти в обход очистителя, в результате чего масло гонит из сапуна.
 - Воздушный фильтр забит. Забитый фильтр не позволяет мотору “дышать”. В итоге забор воздуха происходит из альтернативных источников, в том числе, и через сапун, только уже вместе с маслом.
 - Повышенный уровень масла. Некоторые автомобилисты не соблюдают требований, указанных производителем и предпочитают лить масла по верхний уровень или выше, мотивируя это тем, что масла много не бывает. В итоге лишнее масло, как и полагается, начинает работать не в пользу, а наоборот во вред и часть этого масла выдавливает через сапун, кроме того, оно появляется и на воздушном фильтре.
 - Клапан сапуна вышел из строя. Неисправный или заклинивший клапан приводит к тому, что в картер начинают проникать отработанные газы, в итоге давление увеличивается и происходит выброс масла через сапун.
 
Диагностика неисправностей
- Первым делом необходимо обратить внимание на цвет выхлопа, сизый или черный дым, признак прогара клапанов или проблем с кольцами.
 - Далее следует проверить компрессию во всех цилиндрах. Значение на бензиновых ДВС должно быть в пределах 11-13 МПа.
 - Отсоедините патрубки от крышки клапанов, воздухана и сапуна. Оцените степень загрязнения. Если патрубки сильно грязные или забиты масляным нагаром воспользуйтесь бензином для очистки или специальным очистителем для карбюратора.
 - Проверьте состояние маслоотделителя. Открутите требуемые болты чтобы добраться к этому узлу. Достаньте маслоотделитель и оцените его состояние. При необходимости произведите очистку или промывку с последующей сушкой.
 - Произведите осмотр и при необходимости промывку клапана сапуна. Случаются ситуации, когда клапан подклинивает, в результате чего выхлопные газы проникают в картер и создают избыточное давление. Достаньте деталь и выполните промывку в большинстве случаев это позволяет решить вопрос выдавливания масла из сапуна.
 
Совет! Чтобы понять, что стало причиной неисправности – залегли кольца или прогорел клапан, – можно провести простую диагностику. После измерения компрессии в цилиндрах, выберите цилиндр с наименьшим показателем. Затем осмотрите свечу этого цилиндра: если масло выдавливает через сапун из-за залегания колец, свеча будет покрыта толстым слоем масла. Если же прогорел клапан, свеча будет выглядеть нормально.
В заключение…
Выброс масла через сапун – проблема, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Однако при своевременном обнаружении и правильном подходе серьёзных последствий можно избежать. Важно поддерживать уровень масла в норме. Как только вы заметили, что мотор расходует масло, регулярно проверяйте его уровень, не допуская падения ниже допустимого значения. Также необходимо следить за состоянием сапуна и воздушного фильтра – наличие масла на последнем сигнализирует о проблемах. Регулярный контроль за состоянием мотора и своевременный ремонт любых неисправностей – залог долгой службы двигателя и экономии средств.
Источник: avtopulsar.ru
				


